?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Сэдэр Новый Год

Тема раскрыта, имхо. Оригинал взят у zakhargluck в Сэдэр Новый Год


СУТЬ ПРАЗДНИКА:

Новый год - это праздник стремления к исходу из советского галута.
В эту ночь еврейская семья выходцев из бывшего СССР собирается за праздничным столом.
Во время трапезы вспоминают об исходе из Советского Союза.

АТРИБУТЫ СЭДЭРА В ИЗРАИЛЕ:

1. Фильм "Ирония судьбы или с лёгким паром"
2. Шампанское
3. Салат оливье
4. Селёдка без шубы
5. Язык с хреном (если салат оливье – молочный, то отсутствует)
6. Холодец (опционально)
7. Заливная рыба (опционально)
8. Сладкие пирожные: картошка и колбаска (если салат оливье – мясной, то отсутствуют)

Для тех, кто ещё в галуте, селёдка подаётся под шубой. Некоторые традиции допускают смешение мясного и молочного (галут – символ ночи, поэтому не видно, где что). Кроме того, на галутном сэдэре присутствуют также Дед Мороз и Ёлка как 9-й и 10-й атрибут.

ПОРЯДОК СЭДЭРА (ПРОШУ ПРОЩЕНИЯ ЗА ТАВТОЛОГИЮ):

1. Благословение на вино. Первый стакан (допускается любое вино и даже коньяк)
2. Еда, выпивка, закуска (номера стаканов – между 1 и 2). Допускается любое вино. И не только.
3. Проводы Старого Года в 23:00. Второй стакан. Пьётся исключительно шампанское.
4. Еда, выпивка, закуска (номера стаканов – между 2 и 3). Допускается любое вино. И не только.
5. Встреча Нового Года в 00:00. Третий стакан. Пьётся исключительно шампанское.
6. Еда, выпивка, закуска (номера стаканов – между 3 и 4). Допускается любое вино. И не только.
7. Посошок (Четвёртый стакан). Допускается любое вино. И не только.

ПОРЯДОК ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ:

1. Вопрос первого сына.
2. Ответ на вопрос первого сына.
3. Пояснения и дополнения.
4. Вопрос второго сына.
5. Ответ на вопрос второго сына.
6. Пояснения и дополнения.
7. Вопрос третьего сына.
8. Ответ на вопрос третьего сына.
9. Пояснения и дополнения.
10. Рассказ об атрибутах праздника как ответ на незаданный вопрос четвёртого сына.
11. Пояснения и дополнения.

Вопросы и ответы распределяются между едой, выпивкой и закуской произвольно, но в указанном порядке.

Вопрос первого сына ("хахам" или "умный"):

Почему всё это называется сэдэр, и почему он делается ночью?


Первый сын хочет узнать как можно больше, в частности, из истории евреев Советского Союза. Предложи ему, поскольку он умный, посчитать гематрии слов Египет (מצרים) и СССР (ס.ס.ס.ר.).
Объясни ему, что раз они равны (380), то это что-то значит, хотя бы то, что СССР в чём-то напоминает Египет. (Рабби Элиягу Иш Мером, основываясь на том, что 380 – это также гематрия слова "פרק" (часть), говорит, что и Египет, и СССР являлись важной частью истории еврейского народа.)
Поэтому так же, как в пасхальный сэдэр мы рассказываем об исходе из Египта, в новогодний говорим об исходе из Советского Союза.
А ночью он празднуется по трём причинам: Первая – это сбить с толку агентов КГБ, которые в СССР были всюду, замаскировав праздник ожидания исхода под существующий долгое время у граждан СССР нееврейский праздник "Новый год". Вторая – праздник символизирует освобождение из галута (символ галута - ночь, поэтому нужно начать праздновать ночью и просидеть до утра). О третьей же будет рассказано, когда речь зайдёт о шампанском.
В некоторых общинах во время ответа на вопрос первого сына принято рассказывать историю про майора Чижова.
История такова:
Про майора Чижова, преподавателя военной кафедры Нижегородского (на момент истории - Горьковского) Государственного Университета, было известно, что в 1956-м году он находился в Египте в рамках военной помощи оному от СССР. Студентам не хотелось слушать урок майора про радиостанции, поэтому они упросили его рассказать про Египет. Майор Чижов встал посреди аудитории и молвил: "НУ что вам рассказать про египтян? Это О – БЕЗЬ – Я – НЫ!"
В части общин эту историю рассказывают только раз в 12 лет, когда наступает т.н. "год обезьяны".

Вопрос второго сына ("раша" или "злодей", "нахал"):

Что это за праздник такой у вас?


Второй сын считает Новый год нееврейским праздником. (Рабби Алексис Бар Рабан поясняет, что слово "раша" ассоциируется с Россией, а слово "нахал" – с земельным наделом в Эрец Исраэль. Поэтому того, кто в СССР стремился соблюдать еврейские законы, а в Израиле – осваивать новые земли, считала злодеем советская власть, и продолжают считать таковым её последователи в Израиле. )
Так что, на самом деле, никакой он не злодей. Но разъясни ему, что Новый Год содержит в себе символы многих еврейских праздников:
Рош а-Шана – потому что начало года, пусть и нееврейского.
Суккот – потому что наряжают ёлку подобно украшению сукки.
Ханука – потому что зажигают свечки, пусть даже и на ёлке.
Ту бишват – потому что один из атрибутов – дерево (ёлка).
Пурим – потому что наряжаются и что-то вешают на дерево.
Шавуот – потому что дарят подарки.
Песах – об этом и идёт разговор.


Вопрос третьего сына ("там" или "простак"):

Что это вообще?


Расскажи ему, что рабами были мы в Стране Советов. (Рассказывают, что Рабби Владимир бен Элиягу, утверждал, что граждане Советского Союза – самые свободные рабы в мире, - они даже сами являются хозяевами своего государства: государства рабов. Когда ему указали на неувязочки, он ответил: "А чихать я хотел на ваши неувязочки", заменив, впрочем, в слове "рабов" "в" на "чих".)
И не давала нам советская власть уехать в Израиль. А теперь, в Израиле, мы празднуем возвращение и рассказываем детям о советском галуте, чтобы и они, в свою очередь, рассказали об этом своим детям.
Напомни ему, что это в СССР, то есть, "там", еврею, бывало, приходилось, прикидываться простаком. Тут, в Израиле, он должен быть хозяином своей судьбы.

Четвёртый сын ("который не умеет спрашивать"):

Он ничего не спрашивает. И, если ты ничего ему не расскажешь, он так ничего и не узнает.
Поэтому расскажи ему о десяти атрибутах новогоднего сэдэра и смысле каждого из них.

1. Фильм "Ирония судьбы".

Фильм рассказывает о том, что очень сложно, практически невозможно уехать из СССР. Главный герой Женя Лукашин на какие только уловки ни пускался, чтобы улететь за границу (тут и баня, и доведение себя до бессознательного состояния (ибо кто в сознательном состоянии мог просто так сесть на самолёт и улететь за границу?)), "а приехал он назад, а приехал в Ленинград". ("Назад" – в том смысле, что попал в ленинградскую квартиру с тем же адресом, который у него был в Москве).
При этом фильм – оптимистический, - ведь в результате всего произошедшего Женя оставляет Галю, на которой он чуть было не женился (Галя символизирует галут), и у него появляется Надежда. Надежда на то, что галут закончится, и будет построен Третий Храм. На это нам намекает адрес: Третья улица строителей. А номер дома и квартиры (25, квартира 12) говорит о сроке, когда Третий Храм будет построен: это произойдёт тогда, когда первый день хануки, 25 кислева, день, когда во времена маккавеев Храм был очищен и вновь начал функционировать, будет выпадать на 25 декабря (25.12) (самое ближайшее время - это 25 декабря нового, 2016 года*). Кроме того, баня – это символ миквы, в которую будут окунаться строители перед восхождением на Храмовую Гору.

* – Текст был написан в конце 2015-го года. Примечание конца 2016-го года: 25.12.2016 Храм не построили. Но и Амону не разрушили (как теперь известно, именно эту дату определил БАГАЦ как крайний срок выселения)

2. Шампанское

Устная традиция говорит, что шампанское символизирует вездесущих тайных агентов. Поэтому принято открывать его так, чтобы пробка выстрелила в потолок (чтобы выбить глаз у спрятавшегося там агента или хотя бы повредить его микрофон). Провожая старый год, пьют за то, чтобы он унёс с собой всех тайных агентов. Только в 1995-м году, когда стало известно, что якобы правый активист Авишай Равив являлся агентом ШАБАКа по кличке "Шампанья", стала очевидной правота устной традиции.
Встречая Новый год, мы стараемся открыть бутылку прямо перед наступлением полночи. Почему? Как Золушка должна была успеть уехать с бала до 12 ночи, иначе бы её карета превратилась в тыкву, так и мы должны уехать из СССР не медля, как только предоставится такая возможность. Иначе наша надежда (тиква) превратится в отторжение от народа (карэт).
Рабби Тувья бен Никита говорит, что если один из празднующих выпил слишком много, и ищет место, куда бы упасть (פני הארץ), то более трезвые берут его под руки, ставят лицом по направлению к Стране Израиля и говорят: там то место (שם פניה) (шам панЭйа).

3. Салат оливье

Рабби Элиягу Иш Мером считает, что название намекает на оливу, которая растёт в эрец Исраэль.

Но особое внимание уделяется составляющим.

Картошка:

Рабби Тувья бен Никита полагает, что картошка символизирует эрец Исраэль.
("Ах,картошка – объеденье, пионеров идеал". Пионеры – это "халуцим" их идеал - Эрец Исраэль.)
Рабби Алексис бар Рабан добавляет: и субботу, точнее "онэг шабат", напрямую связанный с чолнтом.
("Тот не знает наслажденья, кто картошки не едал".)

Морковь:

По общему мнению это - символ лживой советской пропаганды, согласно которой евреи в СССР имеют всяческие свободы. И вправду, со стороны (из-за границы) может показаться, что морковь прекрасно растёт на грядке и процветает (евреи имеют свободу слова, вероисповедания…) Но это – только внешне. На деле же, в СССР евреи находились в неволе. Не зря же говорит русская пословица: "Сидит девица в темнице, а коса на улице".

Горошек и мясо:

По мнению рабби Жоры они намекают на горшки с мясом, вокруг которых мы сидели в Египте-СССР. Раббанит Голда возражает, что в СССР мяса не было. Рабби Шалита бен Йоханан (также известный как Вася бен Ваня) соглашается с ней и добавляет, что, поскольку праздник отмечается ночью, то и горшки, следовательно, - ночные, и, стало быть, сидели мы не вокруг них, а на них. Согласно его последователям, салат оливье следует есть с сыром (сыр на иврите - "гвина").

Солёные огурцы:

Соль символизирует слёзы ("На реках волгодонских сидели мы и плакали, вспоминая Сион").

4. Селёдка под шубой

Рабби Алексис бен Игор считает, что селёдка – еврейская рыба (у него даже есть песня "Селёдка Тания"). А шуба намекает на то, что в галуте еврею холодно. Поэтому в Израиле в Новый год принято есть селёдку без шубы.
Рабби Александр бен Яаков возражает, что слово шуба – это эвфемизм слова "шухер" (видимо, его употребляли, стесняясь 3 последних букв в слове шухер или же подсознательно не желая прослыть неполиткорректными (шухер на ашекназском иврите– чёрный)). Поскольку в воровском жаргоне шухер – это опасность (форма полицейских во время возникновения жаргона была чёрной), то шуба напоминает о постоянной опасности, которая подстерегает еврея в галуте.

5. Язык с хреном

Существуют три мнения о том, что символизирует это блюдо.
Рабби Тувья бен Никита: Надо учить язык, а то в Израиле будет хреново.
Рабби Элиягу Иш Мером: Мы будем учить язык и хрен всем тем, кто нам в этом мешает.
Рабби Алексис бар Рабан: Тайные агенты на потолке должны думать, что мы ни хрена язык не учим. Поэтому куски языка тщательно покрывали хреном.

6. Холодец

Символизирует экстремальный холод галута (иногда говорят: полный холодец). Холодец, как и язык, принято есть с хреном, и также существуют три мнения о символике этого блюда.
Рабби Тувья бен Никита: В галуте холодно и хреново.
Рабби Элиягу Иш Мером: В галуте хреново не только потому, что холодно. Мы будем стремиться в тёплую страну и хрен всем тем, кто нам в этом мешает.
Рабби Алексис бар Рабан: Тайные агенты на потолке должны думать, что нам ни хрена не холодно, и ни в какие тёплые страны мы не собираемся.
Поэтому холодец также тщательно покрывали хреном.

7. Заливная рыба

Это - символ советской власти. Хотя бы потому, что советская пропаганда то и дело заливала нам и всему миру.
Также принято видеть намёк на советскую власть в фразах из фильма "Ирония судьбы" ("Какая гадость эта Ваша заливная рыба" и "Нет, это – не рыба, это просто – …") В самом фильме главному герою дважды удаётся не произнести это словосочетание ("Советская власть"), - в первый раз он заменяет его на "соли (хрена) к ней не хватает", а во второй – на "стрихнин".

8. Пирожные картошка и колбаска

Символизируют борьбу с ассимиляцией, - если к еврейской девушке сватается некто, у кого нос картошкой, она должна ответить ему: "Катись колбаской" (с еврейскими юношами – аналогично).

Дополнительные атрибуты новогоднего сэдэра в галуте:

9. Ёлка

По общепринятому мнению, ёлка символизирует еврея в галуте. Рабби Гена считает, что строчка "Маленькой ёлочке холодно зимой" говорит о том, что еврею в галуте всегда холодно. Рабби Чебурашка добавляет, что ёлку срубают, чтобы подчеркнуть, что еврею ни в коем случае нельзя пускать корни в галуте. Поэтому в галуте новый год празднуют со срубленной ёлкой.
В Израиле мы будем деревья сажать (ט''ו בשבט), а не рубить, поэтому в Израиле принято праздновать Новый Год без ёлки.

10. Дед Мороз

Дед Мороз символизирует галутную составляющую праотца Яакова. Его красно-белая одежда – намёк на жизненные перипетии Яакова: сначала он убегал от Эдома к Лавану, потом от Лавана к Эдому, и в конце-концов ушёл в египетский галут (опять же параллель Египет-СССР). Поэтому Дед Мороз – это галутный персонаж, и останется в галуте.
Здесь же, в Эрец Исраэль, нам важнее израильская составляющая Яакова (он называется Исраэлем, когда борется, а Яаковом, когда убегает). И, помня благословение, данное Исраэлем Йеуде, родоначальнику династии израильских царей, (חכלילי עיניים מיין ולבן שניים מחלב, что может означать "краснота глаз (его) - от вина, и белизна зубов - от молока" или "краснее вина глаза (его) и белее молока (его) зубы"), мы пьём красное и белое вино, и надеемся на приход Машиаха.

А ещё про ben_tal


Instagram

Метки

Последний Месяц

Ноябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Разработано LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow